Образовательные стандарты и требования

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Яндекс.Метрика

Главная → Сведения об образовательной организации → Образовательные стандартЫ

Реализация ФГОС ДО.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

В основу стандарта  положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие:

присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослымии сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении, покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие:

владение речью как средством общения;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно - эстетическое развитие:

развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятияи понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).

Физическое развитие:

развитие физических качеств;

правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

правильное выполнение основных движений;

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Дополнительные материалы по изучению ФГОС ДО:

Минобрнауки

Федеральный институт развития образования

Документы:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ (125 Кб)

ФГОС ДО (презентация) (5963 Кб)

КОММЕНТАРИИ к ФГОС дошкольного образования (31 Кб)

ЧТО ТАКОЕ ФГОС ДО (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) (14 Кб)

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1564 Кб)

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ДО (3745 Кб)

Административный регламент по приему, зачислению и постановке на учет воспитанников (436 Кб)

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО (1861 Кб)

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОТ 30.08.2014г "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (208 Кб)

"Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования);

1.6 Задачи стандарта – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

-п. 3.2.1 –   использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Таким образом, главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.

Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.

Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях:

– возраст, состояние здоровье, уровень развития (физического, эмоционального, когнитивного)

– семейная культурная среда

– способности (потребности/сильные стороны), интересы

– характер и темперамент.

Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?

Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми –

создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.

Группа детей представляет собой уникальное микросообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.

Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения.

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.

В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков.

То есть в групповой комнате все материалы и оборудование, ее интерьер должны способствовать развитию каждого из детей, и предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.

Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

Новости
20 декабря 2022 14:07
21 декабря 2022 года в 18:00 состоится общеобластное родительское собрание!
Общеобластное родительское собрание «Обеспечение комплексной безопасности детей в период новогодних рождественских праздников, зимних каникул»
1 декабря 2022 11:44
Проект «Социальная активность» национального проекта «Образование».
Уважаемые родители (законные представители) размещаем ссылку на рекламную кампанию, направленную на популяризацию добровольчества (волонтерства). Информационная кампания направлена на достижение результата регионального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование».
2 ноября 2022 22:47
Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ 2023

Архив новостей